ГУО «Мстижский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Борисовского района»
телефон: +375 177 97 01 45
email: upkmstizh@rooborisov.by
222137 Минская область, Борисовский район, д. Мстиж, ул. Центральная, 15

Школа будущего первоклассника

«Школа будущего первоклассника»
(программа по подготовке детей к обучению в школе)

 

Пояснительная записка

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых  же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но  требующих максимальной мобилизации интеллектуальных  и физических сил.  На   ребенка влияет   целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Поэтому в целях  создания благоприятных  условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе  учреждения образования.

Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:

мотивация к обучению (желание идти в школу);

умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем;

наличие познавательной потребности к сформированности «внутренней позиции школьника»;

умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;

развитие интеллектуальных процессов;

развитие фонематического слуха, речи;

развитие мелкой моторики;

умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

Главное назначение подготовительного курса: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием  как для успешного усвоения программного материала, так и  продвижения детей  в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.          

Основные задачи программы:

создать необходимые условия для сохранения  психологического и физического здоровья детей;

стимулировать игровую, познавательную и коммуникативную активность детей в различных видах деятельности;

подготовить детей к активному взаимодействию с окружающим миром;

выявить и развить интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка;

создать комфортную среду обучения и воспитания;

помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, настроить на самостоятельную работу.           

В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

детям не предъявляются требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого – успешности обучения;

создаются условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений,  необходимых для обучения в школе;

изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка для построения индивидуальной образовательной траектории;

учитывается, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому игра должна стать приоритетной формой организации учебного процесса.

При подготовке к каждому занятию педагог:

оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний - умений;

предусматривает разные организационные формы проведения занятий, а также индивидуальную работу каждого ребенка;

учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

осуществляет взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.               

Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию

Планируемые результаты:

в конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор;

учатся общаться  друг с другом;

привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней;

готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу;

ребенок  получает всестороннее развитие.

 

Структура программы

Раздел « Обучение грамоте. Развитие речи»

Осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного  варианта аналитико - синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, расширению  и  уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

 

Раздел «Формирование первичных математических представлений»

В данном разделе объединены арифметический, алгебраический и геометрический  материал, предполагается формирование у детей пространственных представлений. Включение  в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

 

Раздел «Развитие мелкой моторики»

Интенсивное развитие мелких мышц кисти, пальцев рук способствует активизации мышления, речи, интеллектуальных процессов, облегчает обучению письму.

 

Раздел «Обучение грамоте. Развитие речи»

Речь устная и письменная - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги.

Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в словах.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у. Узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Чтение слогов- «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов и изученными буквами.

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

Количество занятий

1

Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и  устная.

1

2

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.

1

3

Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме.

1

4

Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками).

1

5

Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха»

1

6

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)

1

7

Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения)

1

8

Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему.

1

9

Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками)

1

10

Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки)

1

11

Звуко - буквенный  анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение. 

1

12

Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

2

13

Деление слов на слоги. Ударение. Работа со схемами слов. Развитие речи (русские народные сказки)

2

14

Звуко - буквенный  анализ слова. Составление предложений по картинке. Графическое изображение предложения.

1

15

Итоговое занятие. Чему мы научились? Что мы умеем?

1

 

Раздел «Формирование первичных математических представлений»   

Пространственные и временные представления. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же, больше на, меньше на). Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет в прямом и  обратном порядке. Состав чисел. Число 0. Сравнение чисел. Геометрические фигуры: круг, шар, треугольник, четырехугольник.

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

Количество занятий

1

Прямой и обратный счет. Разорванный счет.

1

2

Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам.

1

3

Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2.

1

4

Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3

1

5

Геометрическая фигуры. Треугольник.

1

6

Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4

1

7

Геометрические фигуры. Четырехугольник.

1

8

Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5.  Лево. Право.

1

9

Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач.

1

10

Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач.

1

11

Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8.

1

12

Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9.

1

13

Цифра 10.Состав числа 10.

1

14

Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар

1

15

Закрепление состава числа от 2-10. Решение задач по картинкам.

1

16

Сравнение чисел.

1

17

Итоговое занятие. Раскрашивание по полученным ответам.

1

  

Раздел «Развитие мелкой моторики»

Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения. Кинезиологические  упражнения.

Рисование. Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок.

Лепка. Аппликация.

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Количество занятий

1

Упражнения для.развития мелкой моторики. Виды штриховок.  Работа с трафаретом.

2

2

Упражнения для.развития мелкой моторики. Штриховка. Рисование по клеточкам

2

3

Упражнения для.развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок.

2

4

Художественный труд. Новогодний подарок.

2

5

Упражнения для.развития мелкой моторики. Музыка настроения. Рисование под музыку.

2

6

Аппликация.. Подарок своими руками.

2

7

Упражнения для.развития мелкой моторики. Лепка.

2

8

Узоры по клеточкам.

1

9

Итоговое занятие

1

 

Версия сайта для слабовидящих